Из опыта проектной работы со школьниками.
На сегодняшний день можно было бы привести следующую классификацию проектов, выполняемых школьниками:
1. Индивидуальные проекты, выполняемые учащимися для закрепления навыков по отдельным темам программы регионального компонента. Обычно время работы над такими проектами составляет не более 4-10 часов. Примером таких проектов могут быть:
• несложные компьютерные программы по созданию тестов на Бейсике(Е.А.Гришова),
• статические и динамические графические изображения (О.С.Дементьева),
• создание публикаций и кроссвордов(Г.В.Серебреникова),
• создание иллюстрированных печатных материалов по различной тематике: сборников собственных произведений (Т.А.Власова), методических материалов для работы за компьютером (Г.В.Серебреникова), толковых словарей (З.В.Филиппова) и т.д.
Большая часть таких проектов выполняется учащимися 8-9 классов.
2. Индивидуальные проекты, выполняемые учащимися по различной тематике с использованием различных видов информационных технологий.
Обычно время работы над такими проектами составляет от 50 и более часов. Проект выполняется часто параллельно с освоением работы с необходимыми программными продуктами и техническими средствами. Примером таких проектов могут служить:
• Web-страницы по различной тематике, выполненные с использованием современных HTML редакторов (В.О.Блощинская, Г.В.Серебреникова)
• презентации по избранной тематике, выполненные с использованием презентационной программы Power Point (Г.В.Серебреникова, З.В.Филиппова)
Такие проекты, как правило, выполняются учащимися выпускных групп (10-11 классов). Особенностью этих проектов является необходимость интеграции знаний учащихся в различных областях. Очень часто тематика проектов связана с областью будущих профессиональных интересов молодого человека, или совсем наоборот, работа над проектом вызывает дополнительный интерес к исследуемой теме.
3. Коллективные проекты, выполняемые небольшими группами учащихся (2-4 человека), в рамках изучения крупных разделов школьной программы.
Время, затрачиваемое на подготовку таких проектов, составляет от 10 до 20 часов. Работа над проектом также совмещается с изучением необходимого материала. Примером таких проектов могут служить:
• Выпуск газет, журналов по разделу «Экология» (Т.А.Власова, З.В.Филиппова)
4. Сетевые проекты, связанные с решением проблем социума.
Это относительно новый вид учебных проектов, тематика которых определена необходимостью формирования информационных, коммуникативных, культурологических и др. компетенций у выпускника.
Несмотря на существования таких различных по содержанию и форме проектов, выполняемых учащимися МОУ СОШ №33,№4, все они содержат обязательно следующие этапы:
• Обсуждение выбора тематики проекта с точки зрения его необходимости, реальности, актуальности, востребованности потребителем
• Обсуждение методов реализации проекта и используемых средств, с точки зрения, эффективности, в том числе экономической
• Планирование своей деятельности
• Презентация результатов
• Обсуждение презентации в группе
К достоинствам проектного метода можно отнести:
• повышение мотивации в получении дополнительных знаний не только по предметам, изучаемым по программе,
• получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, (что, к сожалению, отсутствует у большинства наших школьников), в том числе с использованием средств Интернет
• повышение самооценки,
• предоставление возможности самореализации,
• развитие творческих способностей,
• воспитание умения работать в коллективе, как в качестве лидера, так и рядового члена команды,
• получение первых навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технических средств
• получение навыков поведения как в роли критикующего, так и в роли критикуемого.
Безусловно, работа преподавателя в качестве руководителя проекта требует больших временных, интеллектуальных и эмоциональных затрат. Кроме того, часто перед преподавателем стоит дилемма между выбором проектного метода и необходимостью проработки программных материалов, не всегда время позволяет сделать и то, и другое качественно, поэтому приходится жертвовать некоторыми знаниями и умениями учащихся в расчете на то, что опыт, приобретаемый ими во время выполнения проекта, позволит компенсировать упущенное самостоятельно и часто более эффективно, так как, самое главное, с нашей точки зрения, что они получают – это метод самостоятельного обучения и решения проблем. В современных условиях, когда каждый вынужден постоянно повышать, а иногда и менять свою квалификацию такие умения становятся определяющими в успешном выстраивании собственной карьеры, а значит, и жизни.