Внедрение проектного обучения

Один или несколько учебных проектов, выполненных в школе каким-либо учителем с учениками, или даже мероприятие в виде общешкольного проекта с большим количеством участников, ещё не даёт нам право сказать, что мы внедрили проектное обучение в школе. Такой эпизод — явление значительное. Но, как и первая ласточка, — весну предвещает, но весны ещё не делает. Для того чтобы сформировать у ученика умение проектировать  для решения возникающих перед ним проблем, нужна целостная система, последовательно выстроенная серия ситуаций, вовлекающих ученика в освоение приёмов и действий, из которых складывается проектирование.

Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста. Этим педагогам инициаторам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и  исследовательским методом. Участие педагогов в этой новации на условиях добровольности защитит от подмены смыслов нововведения.

Построение системы проектного обучения в условиях (внутри) предметной классно-урочной системы общеобразовательной школы имеет свои особенности. Рассмотрим проблему внедрения ПО с  разных позиций, занимаемые педагогами в учебно-воспитательном процессе. Вот некоторые ракурсы этой проблемы, рассмотрение которых полезны участникам введения проектного обучения в образовательную практику школы.

Для руководителя школы важно понимать:

q       Что дает проектное обучение наряду с традиционным?

q       Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

q       Как изменяется организация учебного процесса школы при использовании учебных проектов и элементов проектной деятельности?

q       Сколько нужно выполнить учебных проектов ученику в год,  за весь период его обучения в школе для формирования проектной деятельности?

q       Как оценить успешность работы ученика в учебном  проекте?

q       Как оценить полученные приращения в обучении, развитии и воспитании учащегося после выполнения одного проекта, серии проектов, в конце цикла обучения с использованием учебных проектов?

Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах:

q       Всё перечисленное в разделе для руководителя школы.

q       Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)?

q       Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект? (Вместе с учителями)

q       Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта (проектов)?

q       Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП? (Вместе с учителями)

q       Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта?

q       Как выстроить серию проектов одного ученика для последовательного формирования  проектной деятельности? (Вместе с учителями)

Учителю нужно знать и освоить практически:

q       Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой "вместе с учителями".

q       Как составить учебно-тематический план курса, в котором используются учебные проекты?

q       Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом?

q       Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, школы  и  условиям имеющегося обеспечения?

q       Как разработать учебный проект?

q       Как осуществить учебный проект?

q       Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта?

Некоторые из поставленных вопросов снимает чтение литературы. [1-22] В значительно большем объёме узнают и осваивают слушатели спецкурсов «Метод учебных проектов», «Проектное обучение в УВП школы» в Московском институте открытого образования (МИОО). Помогут материалы методического сайта лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО, адрес которого: http://schools.keldysh.ru/labmro. Однако остаются вопросы, без разъяснения которых не возможно затевать нововведение.

Те учреждения образования, которые начинают использовать учебные проекты в каких бы то ни было формах (урочные мини-проекты, общешкольные проекты, межпредметные, телекоммуникационные проекты) сталкиваются со многими трудностями. С одной стороны они получают всплеск детской активности при работе над проектом, с другой —  неготовность педагогов дать детям необходимую самостоятельность, или их чрезмерное попустительство: «Делайте, — мол, — как хотите и что хотите».

К тому же учебный проект — это довольно чувствительный дидактический механизм, использовать который нужно с пониманием психолого-педагогических тонкостей его осуществления. В противном случае мы будем только декларировать, что работаем с учебными проектами, подменяя их в действительности чем угодно: практическими заданиями, школьными или классными мероприятиями, докладами по темам программы или её дополняющими, рефератами, концертами или театрализациями и так далее.

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая  проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.    

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

-   проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

-   целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

-   самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

-   представлению результатов своей деятельности и хода работы;

-   презентации в различных формах, с использованием  специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

-   поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

-   практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.



Hosted by uCoz