С чего начать?

 

С чего начать включение учебного проектирования в УВП школы и как его развивать? Попробуем дать методические рекомендации руководителю и педагогу энтузиасту проектного обучения.

Для начала обсудите с педагогами вашей школы необходимость включения учебного проектирования в практику школы. Начинать можно даже если вашу идею поддерживает 2-3 педагога. Хуже, если вас слабо или совсем не поддерживает директор школы. Новое делать трудно без поддержки руководителя учебного учреждения. И в то же время, руководителю принимать единоличное (авторитарное) решение о проведении общешкольного проекта, или проекта с включением нескольких педагогов без их добровольного согласия, нельзя.

Обратите внимание на тех, кто ещё не готов непосредственно завтра приступить к делу. Они как будто и не оказывают активного сопротивления, но из самых лучших побуждений должны предупредить, желая «добра», заявляют, что ваша инициатива — полная авантюра, и, прочее, и тому подобное. Эти люди — явные или скрытые противники новации. Нужно хорошо подумать, как не нарушать их привычные условия деятельности и нейтрализовать последствия их «доброжелательства».

Действительно, взрослому сложившемуся человеку, многие годы своей практической деятельности успешному в смысле прежних целей и задач образования, трудно перестроится в одночасье. Хотя способность к перестраиванию, принятию нового, готовность «сойти с пьедестала» возвышающего учителя над ребёнком, не зависит от возраста педагога.

Ещё одна группа — осторожные наблюдатели. Это люди вполне сочувствующие новации, но пока не проявляющие инициативу. Из их числа и будут в последствии пополняться ваши ряды. Новое эффективное педагогическое явление и само себя покажет. Сторонники будут прирастать.

После определения инициативной групп и группы наблюдателей необходимо пройти обучение, непосредственно и досконально освоить то, что будете вводить в учебный процесс — учебное проектирование, или по-другому, метод учебных проектов.

Проектирование — это деятельность, научить которой может только тот, кто ею владеет. Как показывает опыт, далеко не всякий учитель владеет проектированием. Наибольшие затруднения вызывает проблематизация — вычленение и формулирование проблемы из целого ряда проблем, формулирование цели проекта. Бывает, в учебный проект превращается обычное практическое задание, которое учитель не формулирует от себя, а подводит к его формулированию учеников в результате обсуждения и рассмотрения некоей проблемной ситуации. Если учитель владеет проблемным методом, практикует эвристические беседы, проблемное введение в тему и прочее, ему легче освоить проектное обучение.

Освоив методику осуществления учебного проекта, поняв возможности и тонкости учебного проекта, вы научитесь его конструировать под конкретные педагогические  цели. Параллельно с учёбой вам не повредит опробовать ваши разработки на практике. Первые свои проекты лучше осуществлять внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы проделать на уроке (например, погружение в проект, а в конце и презентацию полученных результатов). Остальное, что еще не поддается оценке по затратности времени, сил, материалов и пр., сделать вне уроков.

Уже в следующем году можно будет задаться целью ввести ваш проект в рамки урочного обучения, показать друг другу и всем желающим коллегам несколько удачных работ, начать собирать вокруг себя группу энтузиастов — тех коллег, которые захотят работать как вы. Самая надёжная ваша опора в работе учебными проектами — это ваши ученики.

 



Hosted by uCoz