Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы

 

Как показала практика, проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования и во внеурочное время в общеобразовательной школе. Для одарённых и высоко мотивированных учащихся работа в проектах в такой форме наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать своё самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Для среднего или слабого ученика внеурочные проекты являются дополнительной нагрузкой. Увлеченное занятие проектами нередко приводят к снижению успеваемости по предметам. Зачастую стремление успеть во всех видах обучения приводит к большой перегрузке учащихся.

Бытует мнение, что работа над проектами  возможна лишь в системе работы с одарёнными и высоко мотивированными к учению детьми. Это в корне не верно. Даже с детьми в коррекционно-развивающих классах работа над проектами дает положительные результаты. Проектное обучение  не должно искать своё положение только в дополнительном образовании, хотя именно там мы более свободны в выборе тем проектов, не ограничены временем их выполнения, требуется меньше усилий для его организации. В условиях дополнительного образования проектная деятельность может формироваться и развиваться, но дополнительное образование не является всеобучем в силу своей необязательности. Проектирование есть универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся. Внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча.

Готовы ли мы к этому? Да, готовы. Действительно, проектная деятельность строится  на основе какого-либо содержания, освоенного и осваиваемого учащимися. Известно, что в процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

Образовательные цели учреждения в целом в силу требований развития и модернизации системы образования неизбежно переводятся на рельсы «работы на результат», а не на выполнение программ «прохождения» содержания по отдельным предметам. То есть результатом современного образования должны стать и усвоенные предметные знания, и универсальные умения (компетентности) к коим относится и проектная деятельность. В образовательной практике используется достаточно много форм и методов для активизации усвоения знаний. Эти же методы и формы, если поставить такую педагогическую задачу, в то же самое время при некотором их развитии могут быть использованы для формирования универсальных умений.

Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления. Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведёт детей в активную позицию, начнётся формирование универсального умения целеполагания. Шаг за шагом подобные ситуации позволят ученикам всё более уверенно включаться в целеполагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемому результату, формулировать цель решения проблемы и пр.

Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, но оно не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.  Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе (знаньевая парадигма), оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением или какой-либо другой системой, предусматривающей формирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентностной парадигмы. Не противоречит, напротив вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации.  Не противопоставление знаньевой и компетентностной парадигм, но поиск места проектному обучению в классно-урочной системе даст желаемый образовательный результат.

Попробуем, не разрушая сложившейся системы учебно-воспитательного процесса, найти место новому так, чтобы не получить перегрузки учащихся и учителей, путём оптимизации одновременно получить качественно новое в обучении и воспитании обучающихся. Надо заметить, что в ряде случаев это новое приобреталось нашими учениками, но без целенаправленных усилий со стороны педагогов, что называется не «благодаря», а «вопреки». Пришло время делать это с гарантией успеха, нормой нашего среднего общеобразовательного процесса.

Жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и ситуация  перегруженности учебного плана заставляют искать оптимальные способы организации занятий по формированию проектной деятельности учащихся. Один из способов оптимизации заключается в минимизации количества учебных проектов в учебном плане, включение в контекст предметных практических занятий фрагментов проектной деятельности, и использование обычных уроков для формирования отдельных элементов   проектной деятельности. С другой стороны, использовать такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала или повышения познавательной активности на традиционных занятиях.

 



Hosted by uCoz