Рекомендации для школьников

Как работать с печатными изданиями. Читать книги или работать с ними?

О задачах чтения

О способах чтения

О рациональных приёмах работы с текстом

О способах аналитико-синтетической переработки информации

А теперь несколько невредных советов

Как написать реферат на «отлично»?

Как подобрать литературу по теме реферата?

О видах источников информации

О различных информационных средах и особенностях их использования

Об информационно-поисковых системах (ИПС) современных библиотек
О классификационных системах
Библиотека как информационная среда

О некоторых способах работы с источниками информации

О правилах оформления цитат и ссылок
Особенности библиографического описания печатных источников
О правилах описания печатных источников
О правилах описания изоизданий, аудиовизуальных материалов и электронных ресурсов

О составлении списков использованных источников

Список рекомендуемой литературы

*      Как подобрать литературу по нужной теме?

*  Как искать, оценивать, использовать информацию?

*  Как грамотно оформить цитату, составить список использованных источников?

 

Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию об особенностях использования информационно-поисковых систем современных библиотек; содержат практические советы по выбору источников информации, по способам работы с ними. Основной акцент сделан на объяснении правил составления библиографического описания различных печатных источников и некоторых других документов, а также электронных ресурсов. Приведено достаточное количество примеров библиографического описания различных источников информации. Рассказано также о правилах оформления цитат и ссылок, составления списков использованных источников.

 Каждый, кто работает в Интернете, давно убедился, как непросто получить оттуда нужную информацию. Необходимо точно и однозначно сформулировать тему или определить, опять-таки точно, ключевое слово. Нужно его грамотно ввести. Но всё равно получаешь, как правило, очень много ссылок. И разобраться в них бывает трудно.

В отборе материалов, в их оценке (хотя бы решить, нужны или не нужны) и в дальнейшем в их изучении и использовании очень помогают навыки работы с традиционными печатными докумен­тами (книгой, журналом, газетой). В основе всё равно лежит ра­бота с текстом. Даже тем, кто преимущественно использует ком­пьютер для игры или для общения, приходится …читать.

 

Как работать с печатными изданиями. Читать книги или работать с ними?

 

Вы вправе задать такой вопрос. И у нас есть на него ответ.

Ведь чтение — это труд. Для многих радостный, поднимаю­щий настроение, приносящий удовольствие. Труд, связанный с познанием. А это ли не одно из самых тонких наслаждений!? Чте­ние можно представить как расшифровку специальных графиче­ских символов (букв, знаков препинания, цифр, нотных знаков) с целью извлечения понятных значений из их комбинаций. То есть выражения «чтение литературы» и «работа с литературой» отча­сти синонимичны. Но только отчасти.

Всё зависит от цели нашей деятельности. Если мы сняли с полки книжку любимого Кира Булычёва в предвкушении почти участия в космических приключениях героев, то нам и в голову не придёт подумать, что мы сейчас будем работать. Но эту же кни­гу мы можем взять в руки для того, чтобы написать на неё анно­тацию, или отзыв о ней, или чтобы найти из неё цитату для эпи­графа к сочинению о любимом писателе. И тогда с полным пра­вом мы можем говорить о работе с книгой.

И всё-таки выражение «читать книгу» чаще всего используют по отношению к произведениям художественной литературы. О «работе с книгой» говорят, когда речь идёт о научных, научно-по­пулярных, справочных, энциклопедических, официальных изда­ниях. Согласитесь, что немного есть любителей читать, напри­мер, тома «Исторической энциклопедии» или «Англо-русский словарь». В изданиях такого рода разыскивают или уточняют ин­формацию, наводят справки. Чтение же художественной литера­туры — предмет особый, тонкий. В данной консультации мы это­го касаться не будем.

Назад

 О задачах чтения

 

Беря в руки любое печатное издание, полезно заранее знать, чего мы хотим. Возможны такие, например, варианты задач:

*      ознакомление с конкретным изданием;

*      ознакомление с конкретным автором (с помощью преди­словия, послесловия, комментариев в книге);

*      начальное знакомство с темой, проблемой;

*      поиски ответа на конкретный вопрос.

Для решения разных задач мы будем выбирать наиболее подхо­дящий способ чтения, критерии оценки прочитанного, приёмы пе­реработки и фиксации информации. Иногда этот выбор происхо­дит на интуитивном уровне. Но, конечно, никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знаком­ство с обобщённым опытом других людей. Вот этот систематизи­рованный обобщённый опыт мы и постараемся здесь изложить.

 Назад

О способах чтения

 

Ни одно новое слово (т.е. маленькое или большое открытие) в любой области человеческой деятельности не обходится без ос­воения предыдущего опыта, уже накопленных человечеством знаний. Для освоения этой необъятной информации изобретены специальные технологии. Их задача — оптимизировать, т.е. сделать возможно более результативными и экономными, про­цессы поиска источников информации, отбора необходимой ин­формации и её переработки.

Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами. Но человек изобрёл и специальные средства фиксации и передачи особо значи­мой информации. Прежде всего это различные носители. В дан­ном случае мы будем рассматривать издавна используемые, доста­точно универсальные и в принципе широкодоступные носители ин­формации — печатные источники: книги, журналы, газеты.

Способов работы с печатными источниками существует очень много. От беглого просмотра до глубокого изучения с кон­спектированием. Какой же способ использовать в каждом кон­кретном случае?

В зависимости от той задачи, которую вы сами себе постави­ли на данном этапе подготовки учебного задания или, например, составления реферата, можно выбрать соответствующий ре­жим чтения.

Вот перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником:

*      Углублённое чтение. Этот способ предполагает внима­тельное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Приме­няется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинно-следственные связи опи­сываемых событий или явлений. Освоение информации с исполь­зованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.

*      Параллельное чтение. При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения. Вам придётся проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее пред­почтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.

*      Выборочное чтение предполагает избирательное знаком­ство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста.

*      Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй. Этот способ позволяет принадлежащем внимании и сосредоточенности за короткий проме­жуток времени решить, стоит ли эта книга или статья более де­тального изучения, или сразу выбрать из нее нужный материал.

*      Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имён, дат, статистических данных, фак­тов. Развитая зрительная память даёт возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п.

 Назад

О рациональных приёмах работы с текстом

 

Итак, вы выбрали тему реферата (доклада, сочинения, выступле­ния), подобрали книги и статьи, методом быстрого просмотра опре­делили, как будете использовать то или иное издание. Что дальше?

Во-первых, будем готовы к тому, что наша предварительная оценка того или иного источника может в процессе работы измениться. Как говорится, материал может повести за собой. И сна­чала мало значимая информация окажется существенной, потя­нет за собой важную цепочку фактов или доказательств. А во-вторых, настала пора подумать о способах сохранения материала, который мы будем добывать, изучая публикации. Эти способы должны удовлетворять нескольким требованиям: компактности хранения, возможности дополнений, гарантии от потерь инфор­мации (например, мы употребили такое сокращение, что теперь не можем понять, что же это значит), удобства использования. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь и сами. Но полезно воспользоваться и опытом предыдущих поколений.

Всем перечисленным требованиям отвечают такие популяр­ные приёмы работы с текстом, как:

*      составление простого и сложного плана изучаемой книги или статьи;

*      подчёркивания и выписки из изучаемого издания, которые многократно можно использовать в различных целях, но обя­зательно со ссылкой на источник (ведь мы же уважаем закон об авторском праве!);

*      представление изучаемого текста в форме тезисов;

*      составление конспекта.

План — это своеобразный маршрутный лист, краткий путево­дитель по содержанию всей книги или той части изучаемого изда­ния, которая для вас представляет интерес в связи с конкретной задачей. Составление плана, особенно сложного, — это эффек­тивный способ свёртывания информации.

Очень помогают в освоении материала выписки и подчёркива­ния. Подчёркивание или выделение важных для вас мест в тексте (в том числе, с помощью цветных маркёров) возможно, конечно, только в собственных изданиях. Работая с библиотечными книга­ми и журналами, делаем только выписки. Что полезно выписы­вать? Даты, имена, цифры, выводы, иногда ход доказательств. Умение отбирать материал для выписок — важное подспо­рье в работе. Лучше не дословно переписывать текст, а старать­ся изложить его своими словами. Цифры, например, полезно све­сти в таблицы, диаграммы. То есть одновременно занимаетесь аналитико-синтетической переработкой информации. Очень важно правильно оформить запись: обозначить тему, описать источник, оставить свободное место для каких-то позднейших помет.

Дословно выписываем важные выводы, парадоксальные вы­сказывания, афористично выраженные мысли. Такие выписки бу­дем использовать в прямом цитировании, точно указывая источ­ник вплоть до страницы. Вообще цитирование — сложное искус­ство. Назначение цитаты - подкрепление своей мысли ссылкой на авторитет. Но чтобы такая ссылка была убедительной, нужно очень бережно относиться к чужому тексту. Не вырывать случай­ные полуфразы, а цитировать законченным отрывком, содержа­щим в идеале и тезис, и аргумент (т.е. утверждение и доказатель­ство). Учитывать, в каком контексте употребил цитируемый ав­тор то или иное выражение. Например, реплику, произнесённую в пылу полемики даже очень уважаемым автором, неэтично ци­тировать в качестве основательного аргумента или характеристи­ки его позиции. И, конечно, повторяем, необходимо грамотно оформлять приводимую цитату.

Тезисы — это основные положения, утверждения, суть читае­мого в кратких формулировках. Различают простые тезисы, со­держащие исключительно утверждения, и сложные. В сложных те­зисах приводятся и доказательства, квинтэссенция рассуждений.

Конспект представляет собой краткое последовательное из­ложение содержания книги, статьи или лекции, синтезирующее многие виды записей: пометки, выписки, цитаты, план, тезисы. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основ­ного ознакомительного чтения. Это важно! Существенным эле­ментом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспекты бывают разных форм. Например, плановые (или план — конспекты), текстуальные (составляются из цитат с логическими связками — переходами), свободные (являются сочетанием выписок, цитат, иногда и тезисов). Выделяют также тематические конспекты, которые могут представлять собой обзор точек зрения по определённой теме. Тематические кон­спекты, как правило, составляются по нескольким источникам. Жёстких правил составления конспектов нет. Но опыт подска­зывает некоторые «хитрости». Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо соб­ственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы, либо рассуждениями, примерами, ассоци­ациями. Эффективным бывает применение графических и цве­товых выделений.

 Назад

О способах аналитико-синтетической переработки информации

 

В числе методов аналитико-синтетической переработки рассмо­трим некоторые операции формализованного свёртывания ин­формации. Среди них: библиографическое описание публикации, выделение ключевых слов, аннотирование, реферирование.

Библиографическое описание — это визитная карточка из­дания, точнее его «удостоверение личности», паспорт. В уста­новленной форме библиографического описания важна каждая буква, точка, запятая, пробел. С этой самой лаконичной формой представления печатных источников каждый из нас сталкивает­ся очень часто. Просматривая списки рекомендуемой литерату­ры (например, в учебнике), списки книжных новинок, каталож­ные карточки в библиотеке, записи из электронного или печат­ного каталога, вы не видите ярких обложек. Перед вами только библиографическая запись. Но она говорит о многом. Это как подробная анкета. И очень важно уметь её считывать, извле­кать из неё всю заложенную информацию. Из библиографичес­кого описания можно узнать название и жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков. Очень существенны та­кие сведения, как время и место (город, издательство) выпуска книги. Для статьи — название журнала и время публикации. По количеству страниц вы сразу можете оценить солидность изда­ния, предположить, насколько детально раскрывается тема. Со­ставляя списки использованной литературы в собственных работах, необходимо также следовать принятым правилам опи­сания книг и статей (смотри ниже). Тем более, что они утвер­ждены соответствующими государственными органами, называ­ются стандартами. А государственные стандарты в любой обла­сти, как и законы, нарушать нельзя.

В работе с печатными источниками и при подборе литературы, и на этапе освоения сейчас особое значение приобрело умение свернуть информацию (искомую или освоенную) до главных, ключевых слов. Например, при подборе литературы по нужной теме в электронном каталоге или в БД «Российская государ­ственная библиография», необходимо ввести запрос в виде фор­мулировки предметной рубрики или ключевых слов. Научиться точно выразить содержание прочитанного материала в ключевых словах — значит пройти тест на понимание и усвоение его.

Для закрепления основного содержания прочитанной книги полезно уметь составить аннотацию. Это тоже способ предста­вить информацию о данной публикации в свёрнутом виде, загото­вить её впрок. Пройдёт время, что-то позабудется, даже если книга произвела на вас очень сильное впечатление. Поэтому включите в аннотацию кроме краткой характеристики основных идей информацию об авторе, о стиле изложения, о характере до­казательств. Если Вы продолжите заниматься сходными пробле­мами, такого рода «запасы» Вам очень пригодятся.

Составление реферата какого-то источника или документа (в широком смысле) подразумевает краткое, точное изложение его содержания, включающее основные фактические сведения и вы­воды. Реферат может быть составлен на основе двух и более ис­ходных документов.

Несколько очень важных правил

В результате работы вы создадите новый источник информа­ции: сочинение, доклад, реферат, выступление. В своём закон­ченном виде он должен удовлетворять определённым правилам. В частности:

*      правилам грамотного оформления цитат и ссылок;

*      правилам составления библиографических записей о доку­ментах;

*      правилам грамотного   составления списка использованной литературы.

Сначала рассмотрим вопросы оформления ссылок на упоми­наемую или цитируемую работу. Можно использовать один из трех вариантов:

*      Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического материала — в скобках.

*      Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие ис­точники. В компьютерном текстовом редакторе Word это дела­ется автоматически.

*      После цитаты в скобках указывается номер источника, соот­ветствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой номер страницы. Сам список помещается в конце всей работы. В компьютерном текстовом редакторе Word такая сноска называется концевой и ее тоже можно и нужно оформить автоматически.

Теперь о правилах описания печатных источников, или доку­ментов. Для Списка использованной литературы, помещаемого в конце реферата, библиографическую запись о книге можно со­ставить по следующей схеме:

Фамилия автора, инициалы. Название книги (без кавы­чек) : (двоеточие) Сведения, относящиеся к названию (ес­ли есть). — Место издания; причём сокращённо указыва­ются только Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.) : (двоеточие) Наименование издательства (без кавычек), (запятая) год издания (без буквы «г.»). — (тире) номер страницы (в ссылке или сноске) или количество страниц (в списке литературы).

Например: Высоцкий, В.С. Нерв : Стихи. — М.: Современник, 1981. — 239 с.

 

Если нужно составить библиографическую запись о статье из сборника, применяют другую схему:

Автор (фамилия, инициалы). Название статьи из сборни­ка // (две косые линии) Название сборника. — Место изда­ния: Издательство, год издания. — Номер страницы.

Например:

Венецкий, СМ. Погубивший Рим: [свинец] // Рассказы о метал­лах. — М.: Металлургия, 1985. — С. 189—192.

 

И, наконец, для описания материала из периодических изданий применяют такую схему:

Автор (фамилия, инициалы). Название статьи из сборни­ка // (две косые линии) Название издания (без кавычек). — Год. — Номер журнала или дата, если это газета. — Номе­ра страниц («С» заглавная).

Например:

Ланда, Г. Первые контакты русских с мусульманами // Азия и Африка. — 1996. — № 11. — С. 40—44.

Гаврилов, А.В. Как звучит? // Кн. обозрение. — 2002. — 11 марта (№ 10—11).— С. 2.

 

Списки использованной литературы составляются из библио­графических записей о книгах и статьях, расположенных по алфа­виту авторов или названий (в случае отсутствия автора).

 

Для оформления цитаты на постраничной сноске в библиогра­фической записи о книге или статье указывают не общее количе­ство страниц издания, а номера конкретных страниц, содержащих цитируемый текст.

Например:

Белинский, В.Г. Статьи о русской литературе. — Л.: Лениздат, 1987.— С. 103—104.

 Назад

А теперь несколько невредных советов:

 

«Ни одну серьёзную экономическую, социальную, техничес­кую задачу нельзя успешно решить без переработки значи­тельных объёмов информации» (Гендина Н.И.)

Постоянное соотнесение задачи действия и способа его со­вершения — важнейший принцип интеллектуального труда.

Можно сформулировать закон притяжения новой информа­ции. В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблю­даются следующие закономерности:

1.         При увеличении объёма накопленной нами информации у нас появляется способность обнаруживать всё больше новой, те­матически, идеологически или логически связанной с преды­дущей. Информация как бы притягивает информацию.

2.         «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке даёт в результате не «сумму», не результат арифметического сложения, а то, что можно условно назвать «произведением». Это часто инфор­мация нового качественного уровня.

3.         Самым продуктивным освоение информации бывает при поиске ответа на конкретный возникший или вызревший у Вас вопрос. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее.

 Назад

 Список рекомендуемой литературы:

 

  1. Гецов. Г. Рациональные приёмы работы с книгой. — М.: Кни­га, 1975. — 108 с.
  2. Колесова, A.M. Научная организация умственного труда уча­щихся. — Л.: Знание, 1975. — 32 с.
  3. Реферат всему голова: Рекомендации по написанию рефера­тов для старшеклассников // Открытый урок. — 1997. — 02.97 (№ 6). — С. 4.
  4. Самохина, А. Рекомендации старшеклассникам по написанию рефератов по экономике // Школьный экономический журнал. — 1996. — № 3. — С. 43-47.
  5. Смородинская, М., Маркова, Ю. Различные виды записей // Смородинская М., Маркова Ю. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. — М.: 1984. — С. 18—28.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Гендина, Н.И., Колкова. Н.И., Стародубова, Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-мето­дическое пособие. Ч.1. — Кемерово: Кемеровская Гос. академия культуры и искусств, 1999. — 143 с.
  2. Гендина, Н.И., Колкова, Н.И., Скипор, И.Л., Стародубова, Г.А. Формиро­вание информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Школьная библиотека, 2003. — 296 с.:
  3. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, СМ. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. — М.: Школьная биб­лиотека, 2006. — 448 с.
 

Как написать реферат на «отлично»?

 

Сформулируем и согласуем с учителем основные требования к реферату.

 

Строго говоря, учебный реферат может основываться только на некоторых источниках информации (книгах, статьях, Интернет-ресурсах). Но в особых случаях, если, например, учащиеся вы­полняли самостоятельные творческие или лабораторные работы, вели наблюдения по близкой теме, учитель вправе потребовать, чтобы описание результатов было включено в реферат. Это нуж­но согласовать в самом начале.

Отдельно скажем о желательном объёме. Целесообразнее всего ориентироваться на минимум, заданный учителем (это дис­циплинирует), но помнить и о максимуме количества страниц, по­скольку может накопиться интересный материал, который жалко будет не показать. Краткость же изложения мыслей не только при­знак таланта, но и результат определённого тренинга, опыта.

И, наконец, необходимо получить консультацию о правилах оформления работы: необходимости наличия плана, приложений, оформлении ссылок в тексте, списка использованной литературы.

В помощь конструированию работы предлагаем план — схему реферата с примерным распределением материала по объёму между разделами, с советами о характере используемой литературы (и шире, информации) при работе над тем или иным разделом.

План-схема реферата

Доля разделав общем объёме

Характер используемой литера­туры

Примечания

 

1. Вступление

~5%

Начать работу (даже реферат по физике) по­могают иногда вроде бы не относящиеся к делу ассоциации, неожидан­ные воспоминания: запомнившаяся цитата из детской книжки, строчка из стихотворе­ния, поразивший когда-то случай и даже сон...

Возможно личност­ное, эмоциональное вступление, отража­ющее отношение к данному предмету или теме, степень интереса, широту имеющихся сведе­ний и т.п.

 

2. История вопроса

~15%

Учебник, энциклопе­дии, предисловия или послесловия в научно-познавательных изда­ниях.

Без исторического экскурса не обой­тись, но слишком увлекаться не нуж­но.

 

3. Основное содержание

 

А\ Уточнение те­мы с обосновани­ем.

 

 

Б\ Современное состояние разра­ботки вопроса или наиболее распространённое представление о каком-либо предмете, явле­нии, проблеме (с упоминанием имён, конкретных примеров).

 

 

В\ Альтернатив­ные точки зрения (также с упоми­нанием имён и, возможно, со своим отноше­нием).

 

Г\ Результаты самостоятельного исследования, проведённых наблюдений, опытов.

~50%

Энциклопедии по­следних 10 лет издания (например, «Аванта+», «Большая энциклопе­дия Кирилла и Мефо-дия» (или другие элек­тронные), учебные и научно-познаватель­ные книги(также по­следних лет издания), статьи в научно-попу­лярных журналах («Наука и жизнь», «Знание- сила», «Химия и жизнь», «Техника — молодё­жи», «Юный техник» и др.)

Главные усилия и основное время нужно посвятить этой части работы. Уточнение темы обязательно будет связано с некоторым самоограничением. Лучше сконцентри­роваться и глубже разобраться в одном-двух аспектах выбранной пробле­мы, чем утонуть во многих. Широту же работы обеспечит «исторический» раз­дел (2) и следующий (4). Попробуйте ра­зобраться в разных подходах, разных те­ориях или гипотезах по поводу выбран­ных вами для рас­смотрения проблем. Если возникнут ка­кие-либо предпочте­ния, какие-то аргу­менты покажутся более убедительны­ми, обязательно об этом напишите.

 

4. Связь рассма­триваемого вопроса с други­ми областями знаний, отрасля­ми промышлен­ности и т.п.

~10%

Современные энцик­лопедии, научно-позна­вательные книги.

 

5. Заключение.

Выводы.

~20%

 

Кроме краткого ре­зюме о проделанной по составлению реферата работе нужно остановиться на прикладном зна­чении рассматривае­мого вопроса, на применении в про­мышленности, для развития науки (но­вых направлений)

6. Приложения.

 

А\ Список ис­пользованной литературы.

 

Б\ Таблицы, диаг­раммы, графики.

 

В\ Фото, рисунки.

 

Г\ Схемы.

Без ог­раниче­ния объ­ёма

 

Для оформления списка использован­ной литературы не­обходимо придержи­ваться правил биб­лиографического описания произведе­ний печати. В качес­тве образца можно использовать биб­лиографическое описание конкретно­го издания на оборо­те его титульного листа. Статьи из сборников и журна­лов описываются несколько иначе. Об этом нужно проконсультировать­ся у библиотекаря. Материал Приложе­ний может отчасти повторять доказа­тельную часть рефе­рата. Но он будет более детальным, подробным, развёр­нутым

       

 Назад

Как подобрать литературу по теме реферата?

 

После осмысления выбранной темы для реферата и предвари­тельных консультаций с учителем наступает этап подбора литера­туры и материалов.

Определим сначала возможные источники выявления ин­формации для написания реферата (доклада, сочинения).

Результатом такой работы может стать перечень источников, которыми можно воспользоваться в процессе подбора литерату­ры на тему реферата, к сочинению, докладу. Пусть на первом ме­сте в этом перечне будут списки литературы для дополнитель­ного чтения, которыми оснащены некоторые учебники. Скорее всего, вам знакомы такие списки по истории, по мировой художе­ственной культуре. Вы знаете, что они имеют рекомендатель­ный характер, то есть в них внесены не только специально подо­бранные (по теме, предмету), но тщательно отобранные книги, отвечающие вашему уровню знакомства с предметом. В этот же пункт перечня внесём и списки литературы при больших словар­ных статьях в энциклопедиях, в некоторых научно-познаватель­ных изданиях, журналах. Такие списки называют иногда «прикнижной библиографией».

Большую помощь в работе над учебным рефератом могут ока­зать специальные рекомендательные указатели литерату­ры, путеводители по книгам, библиографические очерки, беседы о книгах. Они бывают тематические и проблемные. Как правило, в них бывает отражена и проаннотирована лучшая ли­тература. Эти «книги о книгах», а если строго профессионально, то «рекомендательно-библиографические пособия», имеющиеся в каждой городской, районной библиотеке, не всегда отражают новейшую литературу. Но представленные в них издания, как правило, прошли строгий библиографический отбор и относятся к «золотому ядру» познавательной литературы.

Самый популярный способ подбора литературы — это поиск в библиотечных каталогах и картотеках. Карточный каталог отра­жает фонд конкретной библиотеки: книги, звукозаписи, диапозити­вы, диафильмы, видеозаписи, электронные издания. В картотеках собраны карточки с описанием статей из журналов и газет, кото­рые выписывает эта библиотека. Для удобства пользования один и тот же фонд представлен в алфавитных и систематических ката­логах и картотеках. В алфавитных карточки расставлены в алфа­вите авторов и названий. Следовательно, не зная фамилии автора, а иногда также и его инициалов, или точного названия разыскива­емого издания, если нужен сборник статей без автора, к алфавит­ному каталогу прибегать бесполезно. Систематические каталоги и картотеки в общедоступных (массовых, публичных) библиотеках России организованы в соответствии с философией и технологи­ческими принципами универсальной классификационной системы — библиотечно-библиографической классификации (ББК). На­уки и явления действительности, области знаний и отрасли прак­тической деятельности человека закодированы (зашифрованы) цифрами. Иногда эти символы или индексы (шифры) выглядят, как многозначные числа или даже формулы, содержащие точки и скобки, реже буквы. Это может означать, что содержание кон­кретного издания раскрывает разные области науки, явления на стыке разных наук или посвящено какой-то узкой (высокая сте­пень детализации), либо комплексной научной проблеме.

В каждой библиотеке читатель найдёт ключ к каталогу или па­мятку для пользователя. В трудных случаях на помощь придёт библиограф-консультант. Но помощь эта будет эффективной только в том случае, если читатель чётко и точно сформулирует свою тему, цель обращения к литературе и желательный характер изданий. Например, «Нам задали написать реферат о состоянии воздуха в Москве. Сейчас я работаю над разделом о различии воздуха в разных районах Москвы. Хотелось бы посмотреть ста­тистические данные за последние пять лет». Запрос такой степе­ни точности даст возможность работнику библиотеки быстро предложить читателю нужные материалы: например, издания правительства Москвы, региональную периодику, справочники.

В последние годы многие библиотеки получили возможность предоставлять читателям в пользование электронный каталог на свой фонд, а в библиотеках, подключённых к глобальной сети, и доступ к электронным ресурсам крупнейших библиотек. Эф­фективное использование этих возможностей зависит от степени подготовленности читателя. И опять повторим: необходимо точно знать, что именно тебе нужно, и чётко формулировать запрос. Требования эти только возрастают, когда посетитель библиотеки остаётся один на один с дисплеем. Кроме умения работать с ком­пьютерными базами данных, нужна определённая читательская культура и, в том числе, культура библиографического поиска. В неё, в частности, входит владение приёмами работы с информа­цией: свёртывание текста до тезиса, определение тезиса и аргу­мента, определение необходимости и достаточности доказатель­ной базы, навык логического структурирования, определение ключевых слов в тексте.

В электронном каталоге есть различные параметры поиска: по фамилии автора, по теме (в чёткой формулировке), по клю­чевым словам. Если в библиотеке, где вы занимаетесь, каталоги и картотеки объединены в локальную сеть, можно в ответ на за­прос сразу получить список и книг, и статей из газет и журналов, имеющихся в данной библиотеке. Если же нет, придётся отдель­но запрашивать разного вида издания. Но к периодическим изда­ниям (журналам, газетам) обязательно нужно обратиться. Имен­но в них можно надеяться найти материалы о самых современных точках зрения на тот или иной предмет, новейшие сведения о раз­витии науки и техники.

Готовый перечень источников для составления списка литера­туры по теме можно представить в виде таблицы:

 

№ пп

Тип источника

Краткая характерис­тика

Примечания

1.

Прикнижная библиография

Рекомендательные списки литературы в учебниках, при больших словарных статьях в энциклопе­диях, в некоторых на­учно-познавательных изданиях, журналах.

Многие издания могут лечь в основу вашего списка.

2.

Рекоменда­тельные биб­лиографические пособия (указатели литературы и т.п.)

Тематические и проблемные указате­ли литературы, путе­водители по книгам, беседы о книгах, биб­лиографические очер­ки отражают лучшую литературу по теме или предмету на мо­мент составления по­собия.

Подбор и группировка литературы в библиогра­фических пособиях, а также краткие введения в разделы помогут сфор­мировать комплексный подход к рассмотрению проблемы и увидеть меж­предметные связи.

3.

Каталоги в библиотеке

 

А\ Алфавитный

 

Б\ Систематичес­кий

Специализирован­ные по типам носите­лей информации (от­дельно на книги, аудиовизуальные материалы, компакт-диски, CD и т.п.) каталоги отражают фонды конкретной библиотеки. Карточки расставлены в алфа­вите авторов и назва­ний. Карточки рас­ставлены по универ­сальной классифика­ционной системе.

Поиск по карточному каталогу требует точной формулировки темы и оперативной задачи (на каком этапе написа­ния реферата вы находи­тесь). В процессе знаком­ства с разделом и подраз­делами, а также с много­численными ссылками к другим отделам формиру­ются комплексные пред­ставления о предмете.

 

4.

Картотеки в биб­лиотеке

Содержат библио­графические описа­ния статей из газет и журналов. Карточки расставлены по уни­версальной классифи­кационной системе.

 

 

5.

Электронный ка­талог библиотеки

Библиографические описания фондов кон­кретной библиотеки в электронной форме.

Поиск в ЭК требует чёт­кой формулировки темы или точного определения ключевых слов.

 

6.

Интернет — ре­сурсы для образо­вания

*       Образовательные порталы

*       Сайты рос­сийских библиотек

*       Сайты музеев

*       Сайты учебных заведений

*       Телекон­ференции, где могут обсуждаться интерес­ные для Вас темы

*       Виртуальные биб­лиотеки, архивы электронных текстов и многое другое

 

 

 

Используя разделы этого перечня как некий «маршрутный лист», мы составляем список литературы, которая может нам помочь в написании реферата (доклада, сочинения). Сначала это будет первоначальный вариант. Как правило, он оказывается в значительной степени избыточным. Какие-то издания мы не сможем своевременно получить (будут заняты другими читателя­ми), какие-то при ближайшем знакомстве окажутся малополез­ными. Некоторые издания будут использованы только частично. То есть на следующем этапе работы со списком литературы нам придётся заниматься отбором изданий «первой необходимости». Мы будем решать задачу превратить список подобранной литера­туры в список необходимой литературы, большая часть которого будет помещена в Приложении к готовому реферату под названи­ем «Список использованной литературы». Что тут нужно, преж­де всего, принимать во внимание?

Повторяем, мы работаем пока со списком. То есть перед нами только библиографические описания изданий, в лучшем случае, аннотации, если мы не поленились их переписать с каталожной карточки или нам посчастливилось получить полную распечатку из электронного каталога. Какие критерии для отбора мы можем применить, чтобы рассортировать книги и статьи по степени не­обходимости для решения нашей конкретной задачи?

Прежде всего, смотрим на тип издания. Энциклопедия, сло­варь, справочник, учебник, научно-познавательное издание, жур­нал популярный, журнал научный — всё нам может пригодиться. Но важно представлять, с каким вопросом, за какими сведениями целесообразнее всего обратиться к тому или иному изданию в первую очередь. Например, если нужно уточнить определение ка­кого-либо предмета или явления, мы, конечно, возьмём в руки энциклопедию или отраслевой толковый словарь. За сведениями о жизни и деятельности учёного, исторического деятеля обратим­ся опять-таки к универсальной или отраслевой энциклопедии или к биографическому словарю. А вот информацию о новейших раз­работках, о находках последних экспедиций мы найдём только в периодических изданиях или в Интернете. Но сугубо научные журналы или Сборники трудов высших учебных заведений нам вряд ли подойдут. Время публикации материалов в Интернете не всегда удаётся установить (можно устаревшие сведения принять за последние достижения). К тому же публикуемые там статьи и материалы часто рассчитаны на специалистов. Мы же пока овла­деваем основами, нам незнакомы пока специальные термины. Не будем поддаваться искушению привлекательных названий.

Следующий критерий, который необходимо принять во внима­ние — это год издания. Для написания школьных работ лучше обращаться к справочным, познавательным и прикладным изда­ниям не старше 10-12 лет. Периодические же издания, конечно, последних 3-5 лет. Возможны исключения. Но требуется опреде­лённая база знаний и развитый навык критического мышления, чтобы судить об актуальности или достоверности статьи из попу­лярного журнала двадцатилетней давности.

Теперь посмотрим на наш отредактированный список с точки зрения разнообразия представленных в нём авторов. Не стоит поддаваться соблазну использования книг и статей знакомого и, может быть, в силу занимательности изложения, симпатичного автора. Нам интересно познакомиться с разными точками зрения, подходами, гипотезами. И нужно осветить это в своей работе. Чем более широкие познания будут продемонстрированы в учеб­ном реферате, тем выше он будет оценен.

И, наконец, при сортировке нашего списка отобранной лите­ратуры обязательно внимательно прочитаем аннотации. В них, как правило, не только очень (очень!) кратко перечислены основ­ные проблемы содержания книги, но и бывают иногда определе­ны особенности, своеобразие именно этого сочинения, приведе­ны некоторые сведения об авторе. И почти всегда в аннотации есть указание, для кого предназначено данное издание. К этому указанию нужно отнестись серьёзно.

Итак, список литературы готов. Это не значит, что он не будет изменяться и в сторону расширения, и, наоборот, в сторону со­кращения. В процессе работы вам будут встречаться ссылки на другие издания или авторов, выразительные цитаты. Может слу­читься, что вы не найдёте намеченное издание, а в библиотеке или в магазине вам предложат аналогичное или что-то другое взамен, иногда самое последнее, что не успело ещё попасть в библиотеч­ные каталоги. Будьте к этому готовы и настройтесь на позитивную реакцию.

Остаётся раздобыть намеченные издания, изучить их и «вы­удить» из них всё самое интересное и полезное для нас.

Назад

 

О видах источников информации

Очень часто нам приходится решать конкретную задачу: сделать методическую разработку, написать статью, составить реферат, подготовить выступление, доклад, написать дипломную работу и т.п.  Во всех случаях мы сначала хотим познакомиться с тем, что уже сделано, сказано, написано по интересующей нас теме. То есть, начинаем с разыскания материалов, знакомства с ними, отбора самых необходимых, значительных, интересных. Каждый из нас может иметь определенные предпочтения, но полезно иметь более широкое представление о существующих видах источников информации. Итак, нам могут пригодиться:

*      тексты,

*      видеозаписи (особенно документальные или методического характера),

*      звукозаписи,

*      изоматериалы,

*      карты,

*      комплекты (например, книга+CD),

*      кинофильмы,

*      микроформы,

*      мультимедиа,

*      ноты,

*      предметы (например, музейные экспонаты),

*      рукописи,

*      электронные ресурсы.

 

Где мы их разыскиваем?

 Назад

О различных информационных средах и особенностях их использования

Возможностей удовлетворения информационных потребностей в современном мире много. Существует огромное количество информационных ресурсов по различным областям знаний и человеческой деятельности. Ресурсы эти представлены на различных носителях. Функционируют и специальные структуры (учреждения), задача которых собирать, хранить, систематизировать и предоставлять эти ресурсы в пользование. К ним можно отнести и библиотеки, и книжные магазины, и, наконец, интернет. Но необходимо уметь  ориентироваться в этих столь различных информационных средах.

 Назад

Об информационно-поисковых системах (ИПС) современных библиотек

Главной составляющей ИПС библиотек остаются карточные каталоги. Они отражают фонды конкретной библиотеки: книги, звукозаписи, диапозитивы, диафильмы, видеозаписи,  материалы на  оптических носителях. Для удобства пользования один и тот же фонд представлен в алфавитных и систематических каталогах. В алфавитных каталогах карточки расставлены в алфавите авторов и названий. Следовательно, не зная фамилии автора (а иногда важны и его инициалы, например, в случае очень распространенных фамилий) или точного названия разыскиваемого издания (например, сборника статей без автора), к алфавитному каталогу прибегать бесполезно. Об особенностях организации и использования систематических каталогов будет сказано ниже.

В каждой библиотеке есть еще большое количество периодических изданий. Публикации в газетах и журналах гораздо оперативнее отражают наше динамичное время во всех областях. Карточки с описанием статей из журналов и газет, которые выписывает конкретная библиотека, помещаются отдельно от описания книг. Они собираются в картотеках. По способу организации картотеки бывают систематическими, предметными, предметно-тематическими.

В каждой библиотеке читатель найдёт ключ к каталогу или памятку для пользователя. В трудных случаях на помощь придёт библиограф-консультант. Но помощь эта будет эффективной только в том случае, если читатель чётко и точно сформулирует свою тему, цель обращения к литературе и желательный характер изданий. Например, «Нужен материал о состоянии воздуха в Москве, в частности, о различии воздуха в разных районах Москвы. Хотелось бы посмотреть статистические данные за последние пять лет». Запрос такой степени точности даст возможность работнику библиотеки быстро предложить читателю нужные материалы: например, издания правительства Москвы, региональную периодику, справочники.

В последние годы многие библиотеки получили возможность предоставлять читателям в пользование электронный каталог на свой фонд, а в библиотеках, подключённых к интернету, и доступ к сводному каталогу библиотек Москвы, к электронным ресурсам крупнейших библиотек. Эффективное использование этих возможностей зависит от степени подготовленности читателя. И опять повторим: точно зная, что именно нужно, необходимо  чётко формулировать запрос.  Требования эти только возрастают, когда посетитель библиотеки остаётся один на один с монитором. Кроме умения работать с компьютерными базами данных, нужны навыки   библиографического поиска. Наряду с владением приёмами работы с информацией (свёртывание текста до тезиса,  определение тезиса и аргумента, определение необходимости и достаточности доказательной базы), требуется навык логического структурирования, определение ключевых слов в тексте.

При поиске в электронном каталоге используются различные параметры: по фамилии автора, по теме (в чёткой формулировке), по ключевым словам. Если в библиотеке, где вы занимаетесь, каталоги и картотеки объединены в локальную сеть, можно в ответ на запрос сразу получить список и книг, и статей из газет и журналов, имеющихся в данной библиотеке. Если же нет, придётся отдельно запрашивать разного вида издания.  Но к периодическим изданиям обязательно нужно обратиться. Именно в  них можно надеяться  найти материалы о самых современных точках зрения на тот или иной предмет, новейшие сведения о развитии науки, техники, права, статистические данные, рецензии на книги, аналитику, материалы дискуссий.

Большую помощь в работе могут оказать  специальные указатели литературы. Они бывают  универсальными и отраслевыми. Большая часть указателей, предназначенных, в том числе, и специалистам, содержит круг литературы, отобранной по тем или иным критериям. Такими критериями могут быть, например, широкая или узкая проблематика, время издания, читательское назначение.

Назад 

О классификационных системах

ИПС библиотек основаны на различных классификационных системах. Например, в научных и учебных библиотеках используется УДК (Универсальная десятичная классификация).   Систематические каталоги и картотеки в общедоступных (массовых, публичных) библиотеках России организованы в соответствии с философией и технологическими принципами библиотечно-библиографической классификации (ББК). Науки и явления действительности, области знаний и отрасли практической деятельности человека закодированы (зашифрованы) цифрами. Иногда эти символы или индексы (шифры) выглядят, как многозначные числа или даже формулы,  содержащие точки и скобки, реже буквы. Это может означать, что содержание конкретного издания раскрывает разные области науки, явления на стыке разных наук или посвящено какой-то узкой (высокая степень детализации), либо комплексной научной проблеме.

Например, литература по образованию и педагогической науке имеет общий классификационный индекс 74. Различным подотделам, рубрикам, разрабатываемым областям присваиваются свои индексы. По логике структурирования, чем тоньше детализация, тем «длиннее» индекс. Например:

74.202   Дидактика (теория и методика образования и обучения)

74.202.4  Процесс обучения и его закономерности (в т.ч., технология обучения)

74.202.5   Методы обучения и организация учебного процесса

74.26              Методика преподавания учебных предметов

И т.д.

Длина индекса (а значит, глубина детализации) в этой сфере достигает иногда девяти символов.

По системе ББК описаны фонды Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского. Разыскивая необходимые издания в карточных каталогах ГНПБ, например, по теме инновационных педагогических технологий, полезно особенно внимательно посмотреть в рубрике 74.202   Дидактика (теория и методика образования и обучения) следующие подрубрики:

74.202.4 – Технология обучения: проблемное обучение; программированное обучение, алгоритмизация обучения; новые информационные технологии в обучении; моделирующая технология обучения (деловые, организационно - деятельностные, организационно - мыслительные игры, разбор конкретных ситуаций и др.)

74.22.5 – Методы обучения и организация учебного процесса

88.8 – Психология детей. Учет возрастных особенностей.

Если  захотите воспользоваться для поиска материалов электронным каталогом (в режиме удаленного доступа), то сможете попасть туда  через сайт библиотеки по адресу http://www.gnpbu.ru/.

 Назад

    Библиотека как информационная среда

Печатные источники, содержащиеся в универсальных  фондах  публичных библиотек, дают возможность широкого выбора авторов, типов  и видов изданий. Библиотека – единственное не ангажированное учреждение, призванное и способное представлять интересующимся через имеющиеся у нее материалы различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов на тот или иной предмет, явление, событие. И для пользователей это чрезвычайно важная возможность формирования критериев отбора и оценки информации, обоснования самостоятельных суждений, собственной позиции. Работа  с информацией разного рода способствует формированию целостного мировоззрения.

 Что еще находят пользователи в библиотеках? Прежде всего, конечно,  информацию, и в том числе, второго уровня, т.е. информацию об информации.  В современных условиях небывалого возрастания информационного потока грамотный специалист особенно ценит профессионально выполненную систематизацию источников, классификацию по ясным критериям, не рекламное представление информации. И, конечно, профессиональную помощь в работе с ней. Располагая современными средствами поиска и доставки информации, а также умением этот поиск осуществлять с одновременным анализом и отбором, библиотеки уже давно предоставляют пользователям информацию о книгах и иных материалах не только на основе  своего фонда. 

Сейчас не имеет принципиального значения наличие или отсутствие конкретных материалов в данной библиотеке. Библиотекарь информирует о том, что такое-то издание существует, рекомендует его использовать тем или иным способом, готов проконсультировать, как целесообразнее поработать с печатным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи. Библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи.

При разыскании информации мы можем использовать, кроме библиотеки и собственного книжного шкафа, списки литературы в специальных изданиях, энциклопедиях, авторефератах диссертаций, отраслевых библиографических указателях (для учителей большой интерес представляют издания ГНПБ им. К.Д. Ушинского) и, конечно, неисчерпаемый интернет.

 Назад

О некоторых способах работы с источниками информации

Набрав определенное количество документов (вообще это процесс длительный, чтобы не сказать бесконечный), мы должны произвести первичный отбор, руководствуясь какими-то собственными критериями. Затем подробно изучаем уже отобранные источники информации (этот массив может пополняться или сокращаться в процессе работы). В результате освоения мы обрастаем закладками, картотеками, выписками, планами, конспектами. Разными способами мы фиксируем в них не только основные идеи и аргументы авторов, но и собственную реакцию, впечатления. Очень часто парадоксальные или поначалу вызывающие резко отрицательные эмоции чужие мысли и предложения дают хороший творческий толчок развитию наших собственных идей. Их обязательно нужно записывать по горячим следам.

Однако самое большое внимание уделите составлению картотеки используемых материалов. Этот информационный массив может, конечно, существовать и в виде списка. Но картотека (на стандартных библиотечных карточках или самодельных, не имеет значения) рациональнее в смысле удобства использования и экономичности. На карточку, где описан один документ (книга, статья из журнала или газеты, электронный ресурс, материал из интернета) можно заносить всё новые и новые записи. Потом эти карточки можно многократно группировать в зависимости от конкретной задачи. Из них вы будете, в частности, составлять основу списка использованных источников. Такой список является обязательной составной частью законченной работы.

 

В результате вы создадите новый информационный продукт: эссе, рецензию, обзор, доклад, реферат, выступление. В своём законченном виде он должен удовлетворять определённым правилам. В частности:

·                 правилам грамотного оформления цитат и ссылок;

·                 правилам составления библиографического описания документа;

·                 правилам грамотного  составления списка использованной литературы.

 Назад

О правилах оформления цитат и ссылок

Рассмотрим вопросы оформления ссылок на упоминаемую или цитируемую работу. Обычно используют один из трех вариантов:

1.      Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического материала - в скобках.

2.      Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие источники. В компьютерном текстовом редакторе Word это делается автоматически.

3.      После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой номер страницы. Сам список помещается в конце всей работы. В компьютерном текстовом редакторе Word такая сноска называется концевой и ее тоже можно оформить автоматически.

 Назад

Особенности библиографического описания печатных источников

 Но само библиографическое описание источника автоматически не возникнет. Его нужно грамотно сделать. Итак, о правилах описания печатных источников, или документов. Эти правила содержит стандарт «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления» (ГОСТ 7.1 – 2003), введённый в действие летом 2004 года. В полном объёме стандарт распространяется на описание документов, которое составляется библиотеками, органами НТИ, центрами государственной библиографии, издателями. На библиографические ссылки он распространяется в сокращенном виде.

Тем не менее, работая в каталогах библиотек, заполняя требование на книгу, журнал, нотный сборник, картографическое издание или CD, мы уже как потребители сталкиваемся и с полным вариантом библиографического описания документа. Поэтому нелишне иметь некоторое представление об его особенностях.

В библиографическом описании на каталожной карточке мы встретимся с тем, что знакомая нам книга, которую написали два или три автора, описана под именем лишь первого. Остальные указаны после заглавия за косой чертой. Если же авторов больше трёх, то описание книги начинается вообще сразу с названия.

Следующая особенность состоит в употреблении знаков препинания в сочетании с математическими символами иногда вопреки принятым у нас нормам пунктуации. Применение особых правил в этой специальной области связано с решением содержательной задачи – дать возможно более полную характеристику книге и технологической – обеспечить машиночитаемость описания документа. Поэтому каждый знак, пробел, употребление большой или маленькой буквы в этих описаниях значимы. Так достигается возможность идентификации изданий.

Еще об одной хитрости. На каталожной карточке кроме библиографического описания издания имеются и некоторые сведения, связанные с его «регистрацией» (пропиской) в данной библиотеке: идентификационные индексы и предметные рубрики, шифры расстановки (местонахождения на полках) и др. Эти сведения необходимо переписывать на листок читательского требования при заказе издания. Так мы облегчаем библиотекарю поиск и экономим собственное время.

И еще одна важная деталь. Часто торопливость или напряженное состояние творческого накала мешает нам обратить внимание на частности, как нам иногда кажется. Например, мы нашли в информационно-поисковой системе библиотеки (в картотеке статей или в электронном каталоге) материал нужного нам автора под тем самым названием, которое рекомендовал методист или научный руководитель. И мы радостно вписываем в читательское требование имя этого автора и название его статьи, не обращая внимания на то, что материал опубликован в сборнике или в журнале. Заказывать-то нужно этот «физический носитель». Причем  в случае, если это номер журнала, а тем более газеты, вам могут принести годовой или квартальный сброшюрованный комплект. Каждая библиотека принимает в этом деле собственные решения, исходя из конкретных условий.

 Назад

О правилах описания печатных источников

Минимальные требования по составлению библиографического описания печатного издания можно представить в виде ниже приведенных схем.

 Упрощенно схема  библиографического описания книги выглядит так:

        Фамилия первого автора, инициалы. Название книги : Сведения о назначении, жанре и др. / Имена и фамилии всех авторов[1]; перевод с какого языка и чей; чья редакция. - Место издания[2] : Наименование издательства, год издания. - номер страницы (в ссылке или сноске) или количество страниц (в списке литературы).

       

Например:

Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя /И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.

Полозова Т.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя / Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова. – М. : Просвещение, 1990. – 256 с.

Из глубины: Сборник статей о русской революции / С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 298 с.

Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. – М.: Юристъ, 2000. – 488 с.

Так будут выглядеть библиографические описания книг в заключительном разделе реферата или курсовой работы «Список использованной литературы».

 

Для постраничной сноски схема описания еще проще:

 Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. – М. : Юристъ, 2000. – С. 103-104.

Sic! Обратите внимание на маленькую букву с. в характеристике объёма издания в первых примерах и на большую С. перед номерами страниц, на которые вы ссылаетесь в постраничной сноске.

 
Схема библиографического описания в случае сноски на статью из сборника:

           Автор (фамилия, инициалы). Название статьи из сборника // (две косые черты) Название сборника. – Место издания: Издательство, год издания. – Номер страницы.

 

Например:

Венецкий С.М. Погубивший Рим: [свинец] // Рассказы о металлах. – М. : Металлургия, 1985. – С. 189-192.

 

Схема библиографического описания статьи из периодического издания для постраничной сноски:

Автор (фамилия, инициалы). Название статьи из сборника // (две косые черты) Название издания (без кавычек). – Год. – Номер журнала или дата, если это газета. – Страницы (“С” заглавная).

 

 

Например:

Ланда Г. Первые контакты русских с мусульманами // Азия и Африка. – 1996. - № 11. – С. 40-44.

Носова О. В Болгарии заговорили о том, что Тодору Живкову помогли умереть / 1911-1998/. // Комс. правда. – 1998. - 13 авг. – С. 5.

Е.И. Шамурин и проблемы текущей государственной библиографии / Т.Д. Крылова //   Развитие библиографической науки в советский период. –  Л., 1978. – С. 120-134. - (Труды / Ленингр. гос. ин-т культуры ; вып. 41).

Т. е., статья Т. Крыловой о Е.И. Шамурине опубликована в выпуске сериального издания «Труды Ленинградского государственного института культуры». Выпуск имеет название «Развитие библиографической науки в советский период»

 

При библиографическом описании рецензий и рефератов сведения о предмете рецензирования или реферирования приводят в примечании после слов «Рец. на кн.:», «Рец. на ст.:», «Реф. кн.:», «Реф. ст.:». Например:

Из истории белого движения / К. Александров // Мир библиографии. – 1988. - № 2. – С. 94-95. – Рец. на кн.: Библиографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России : (материалы к истории белого движения) / Н.Е. Рутыч. – М. : Regnum : Рос. Архив, 1997. – 295 с.

Если рецензия или реферат не имеет собственного заглавия, то в качестве него в квадратных скобках приводят слова «Рецензия» или «Реферат».

 

Описание официальных документов (законов, указов, положений, постановлений, правил, патентов, промышленных каталогов и др.) осуществляется по следующей схеме:

 

Название официального документа : (двоеточие) Кем принят (утверждён) акт; Дата принятия; его номер.

 

Например:

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР : [принят третьей сессией Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.]. – офиц. текст : по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Маркетинг, 2001. – 159 с.

 

Или описывается публикация документа:

Конституция Российской Федерации. – М. : Приор, 2001. – 32 с.

 

Свои особенности имеют описания депонированных и неопубликованных научных работ. Например:

Социологическое исследование малых групп населения / В.И. Иванов [и др.] ; М-во образования Рос. Федерации, Финансовая академия. – М., 2002. – 110 с. Библиогр. : с. 108-109. – Деп. в ВИНИТИ 13.06.02, № 145432 .

Состояние и перспективы развития статистики печати Российской Федерации : отчет о НИР (заключ.) : 06-02 / Рос. Кн. палата ; рук. А. А. Джиго ; исполн.: В.П. Смирнова [и др.]. – М., 2000. – 250 с.

 

Диссертации и авторефераты диссертаций описываются как книги одного автора[3]. В описание включаются сведения об ученой степени и шифр номенклатуры специальностей научных работников, наименование учреждения, в котором диссертация защищена; при описании диссертации дополнительно приводятся дата защиты и утверждения, номер государственной регистрации. Например:

Недоспасова Н.П. Валеологизация образовательной среды в в воспитательно-образовательных учреждениях района : Автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Н.П. Недоспасова; Кемеровский го. ун-т. – Кемерово, 1999. – 22 с.

Петренко Т.Ф. Импликация глагольной связки в двусоставном предложении французского языка : Дис. … канд. филол. наук : 10.02.05 / Т.Ф. Петренко; Моск. Гос. ун-т. – Защищена 25.03.83. ; Утв. 22.06.83 ; 04830005565. – М., 1982. – 145 с. – Библиогр.: с. 119-145.

 Назад

О правилах описания изоизданий, аудиовизуальных материалов и электронных ресурсов

В описание изоизданий кроме общих элементов включаются сведения об особенностях воспроизведения изображения, форме выпуска документа. Под автором описываются только репродукции произведений изобразительного искусства. Например:

Шишкин И.И. Утро в сосновом лесу : [Репрод.] / И.И. Шишкин. – М. : Правда, 1959. – 1 л.; 53х72 см.

Олег Басилашвили, заслуженный артист РСФСР : [Открытка]. – Киев, 1980. – 1 л.; 14х9 см.

 

Откуда берем сведения для библиографического описания?

Упомянутый действующий ГОСТ (как и все предыдущие) предписывает считать «паспортом» издания его титульный лист. Все основные сведения отражены на нем. Если же потребуются дополнительные, то их нужно искать на обороте титульного листа. Кстати, издательства обязаны воспроизводить там и грамотно составленное описание, и аннотацию. Постепенно это начинает реализовываться.

 

При описании аудиовизуальных материалов (фонограмм, кинофильмов и т.п.) обязательно включение вида и характеристики документа наряду с остальными сведениями. Например:

«Ария». Игра с огнем. – М.: MOROZ Records, 1989. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Форрест Гамп: Драма / Реж. Р. Земекис; В гл. ролях: Т. Хэнкс, Р. Райт. – М.: Премьер-видеофильм, 1997. – 1 вк.

 

И, наконец, о библиографическом описании электронных ресурсов. Различают два основных вида электронных ресурсов по степени доступа к ним: локальные (диски) и удаленного доступа (т.е. сетевых). Соответственно используют и разные формы описания.

Описание магнитных и оптических дисков включает после основного заглавия, взятого с самого носителя (а иногда с этикетки, иногда с контейнера, иногда из сопроводительного документа), общее обозначение материала – «электронный ресурс». Оно заключается в квадратные скобки. Например:

Библия [Электронный ресурс]. – Электр. дан. – М. : Кирилл и Мефодий, 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.+ Прил.: Руководство пользователя (7 с.).

Русские художники Х11-ХХ веков [Электронный ресурс] : Энциклопедия / Регион. Общественный фонд поддержки науки, культуры и образования «Петербургское наследие и перспектива». – Электрон. Дан. – СПб. : Азбука, 1998. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.

 

При описании материалов из интернета необходимо отразить кроме общих сведений: режим доступа,  тип протокола, доменный адрес сайта, имя файла, дату получения информации. Например:

Создание корпоративной сети публичных  (КСПБМ) библиотек Москвы [Электронный ресурс] : Эскизный проект (с элементами технического проектирования) / Науч. Руководитель проекта Я.Л. Шрайберг ; Отв. Исполнитель Ф.С. Воройский. – Электрон. текстовые данные (4515 bytes). – М. : ГПНТБ РФ, 2000. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/korppro/2/index.html Tuesday, 18 Apr 2000 09:31:34.

 Назад

О составлении списков использованных источников

Списки использованных источников составляются из библиографических описаний книг, статей и других источников информации, расположенных по алфавиту авторов или названий (в случае отсутствия автора). Возможны разные способы группировки материалов, включённых в Список использованных источников: алфавитный, в порядке упоминания в тексте работы, систематический (проблемный), хронологический, по видам источников и пр. Однако в любом случае в начале Списка приводятся законодательные и нормативные документы. Они располагаются по значимости, а внутри каждой группы – в хронологическом порядке.

 Назад

 

Список рекомендуемой литературы:

  1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004-01-07. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2004. – IV, 48 с. 

2.      Волков В.Г. Как написать и защитить диссертацию: Практическое пособие для аспирантов и соискателей учёной степени / В.Г. Волков; Отв. ред. Н.И. Загузов. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2000. - 224 с.

3.      Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты / Г. Гецов. – М. : Знание, 1989. – 144 с.

4.      Гецов Г. Рациональные приёмы работы с книгой / Г. Гецов. – М. : Книга, 1975. – 108 с.

5.      Колесова А.М. Научная организация умственного труда учащихся / А.М. Колесова. – Л. : Знание, 1975. – 32 с.

6.      Смородинская М. Различные виды записей // М. Смородинская, Ю. Маркова.  О культуре чтения: Что нужно знать каждому. – М. : 1984. – С. 18-28.

  1. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях : Учебно-метод. Пособие / Н.И. Гендина и др. – 2-е изд., перераб. –  М. : Школьная б-ка, 2003. – 296 с.

8.      Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Умберто Эко; пер. с ит. Е. Костюкович. – М. : Книжный дом «Университет», 2001. – 240 с.

 

Новые издания в помощь соискателям и аспирантам по работе с информацией можно найти в интернете по адресу:

http://aspirant.istu.ru/degree/literature/

 

Список использованной литературы:

  1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004-01-07. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2004. – IV, 48 с. 
  2. Амплеева Т.Ю. История государства и права в России: Методические указания по курсу и тематика курсовых работ для студентов специальности юриспруденция / Т.Ю. Амплеева–М.: Институт защиты предпринимателя, 1996. – 58 с.
  3. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования : Учебно-методическое пособие. Ч. 1. / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова., Г.А. Стародубова.  –  Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999. – 143 с.
  4. Зеленков М.Ю. Методические рекомендации по подготовке письменных работ на кафедре общественных наук / М.Ю. Зеленков – М.: Юридический институт МИИТа, 2002. – 22 с.
  5. Методические указания по подготовке, написанию и защите студентами курсовых работ. – М.: Юридический институт МГУ ПС, 2001. – 10 с.
  6. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях : Учебно-метод. Пособие / Н.И. Гендина и др. – 2-е изд., перераб. –  М.: Школьная б-ка, 2003. – 296 с.

 

[1] Если авторов не больше трех.

[2]  Сокращенно указываются только Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.)

[3] Здесь и далее рекомендации по оформлению библиографического описания составлены на основе книги Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях : Учебно-метод. пособие / Н.И. Гендина и др. – 2-е изд., перераб. –  М. : Школьная б-ка, 2003. – 296 с. Оттуда же приведены и конкретные примеры.

 

Назад



Hosted by uCoz